Фотоальбом

Мариинский дворец

Некогда академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: "В России нет, пожалуй, здания, которое было бы так тесно связано с русской историей второй половины XIX века и с XX веком, как Мариинский дворец. Так или иначе он имел отношение ко всем историческим событиям своего существования. Он жил и живет со всей страной. Окна его смотрят на памятник Николаю Первому, на Исаакиевский собор. На флагштоке менялись флаги и штандарты, но все они обозначали только одну страну, которой дворец служил -Россию". Судьбы бывают не только у людей, но и у зданий. Судьба Мариинского дворца-сегодняшней резиденции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - играть выдающуюся роль в общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и России.

Дворец у Синего моста был построен по указу императора Николая Первого для любимой дочери - великой княгини Марии Николаевны и являлся свадебным подарком к ее бракосочетанию с герцогом Максимиллианом Лейхтенбергским. Царь желал, чтобы резиденция его горячо любимой дочери занимала самое выигрышное положение. Но на Дворцовой и Сенатской площадях места для дворца уже не было.

Площадь, ныне называемая Исаакиевской, в 1838 году названия не имела. В центре площади высилась громада собора в строительных лесах, еще без ослепительного золота на куполе. Пустовали или были заняты ветхими, невзрачными строениями участки, где впоследствии поднялись здания Министерства государственных имуществ (ныне Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова), германского посольства, гостиниц "Астория" и "Англетер", нынешнего российского Института искусствознания. Выбор места пал на участок бывшего Чернышева дома. Он замыкал ожерелье трех главных площадей Петербурга, стоя на пересечении судоходной реки с большой центральной магистралью. От набережной Невы до южной оконечности площади выстраивалась линия с тремя узловыми пунктами: Медный всадник – собор – дворец. С постройкой собора Исаакиевская площадь становилась равнозначной Дворцовой и Сенатской. Соседствуя, они образовали в центре города систему распахнутых пространств, окаймленную важнейшими государственными зданиями: Зимним дворцом, Адмиралтейством, Штабом гвардии, Главным штабом, Сенатом и Синодом. Дворцу Марии Николаевны надлежало своим видом соответствовать этим величественным постройкам, стать с ними в один ряд.

В декабре 1838 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, до этого успевший поработать архитектором-рисовальщиком на строительстве Исаакиевского собора, представил императору проект дворца у Синего моста. Чертежи поражали обилием необычных решений, их смелостью и в то же время серьезной обоснованностью. Зодчему пришлось вписывать будущее здание в контур ограниченного со всех сторон участка неправильной формы в виде скошенной трапеции. В творении Штакеншнейдера ярко проявился новый стиль эклектики или историзма, соединивший казалось бы несоединимые вещи, характерные для "высокого" классицизма, "строгого" классицизма и барокко.

Строительство началось в марте 1839 года и полностью завершилось к декабрю 1844 года. После приемки Мариинского дворца придворной конторой великой княгини, его двери на несколько дней открылись для публики. На приглашение откликнулись многие. "Толпы посетителей теснились в покоях", - писал издатель нового столичного еженедельника "Иллюстрация" Нестор Кукольник. Событие отметили и "Санкт-Петербургские ведомости": "Наружность этого дворца величественна… Нет пестроты в украшениях, нет тяжелых кариатид, все стройно, просто и красиво". Восторженно отзывался о дворце у Синего моста и знаменитый французский писатель Теофиль Готье, посетивший Россию в 1858 году: "Архитектор понял, что для того чтобы на такой гигантской площади здание производило впечатление, надо оперировать крупными формами. Любой другой стиль диссонировал бы с окружающей застройкой. Господин Штакеншнейдер выказал отменный вкус, отказавшись от малейшей доли какого бы то ни было кокетства".

В характере залов Мариинского дворца отражены пристрастия первых владельцев. Об этом свидетельствуют архитектурные приемы, близкие примененным зодчим Лео фон Кленце (впоследствии строителем здания Нового Эрмитажа в Петербурге) во дворцах Мюнхена, родного города герцога Лейхтенбергского. Превосходная коллекция произведений искусства, собранная отцом Максимиллиана, пасынком Наполеона Евгением Богарне, также в значительной мере определила облик покоев. В Мариинском дворце Штакеншнейдер использовал торжественные приемы архитектуры Древнего Рима и итальянского Ренессанса для оформления наиболее парадных залов, строгий стиль "неогрек" – для Ротонды и ряда других покоев, кокетливое рококо – для будуара великой княгини, византийское многоцветие – в церкви Николая Чудотворца.

Мариинский дворец унаследовали потомки герцога и великой княгини. Но их дочери к тому времени вышли замуж и выпорхнули из родительского гнезда. Николай Максимилианович, выдающийся ученый и военачальник, поселился за границей. Сергей погиб на войне за освобождение Болгарии от османского ига. Это была первая смерть в бою в семействе Романовых. Во дворце остались двое младших, Евгений и Георгий со своими семьями. Но они умели только транжирить наследство, не могли содержать огромное здание и вынуждены были его продать в казну за три миллиона рублей вместе со всем художественным убранством и коллекцией произведений искусств.

14 июля 1884 года Александр Ш подписал указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Канцелярии по принятию прошений на высочайшее имя. Под руководством архитектора Л.Л.Петерсена здание, сохранившее прежнее название, заново меблировали и оборудовали. 11 февраля 1885 года состоялось торжественное освящение дворца как центра российской государственности.

В дни Февральской революции 1917 года органы имперской власти, расположенные в Мариинском дворце, перестали существовать. Их место заняли Временное правительство, его канцелярия, Малый совет - постоянное совещание товарищей (заместителей) министров, а также различные комиссии, которыми были заняты все залы. С середины июля их сменил Временный Совет Российской Республики или Предпарламент, который 25 октября 1917 года был разогнан революционными матросами.

18 декабря 1917 года во дворце у Синего моста начал работу Высший Совет народного хозяйства, через несколько месяцев переехавший в Москву. Впоследствии в помещениях дворца размещались различные учреждения, а летом 1929 года здание отдали Промакадемии ВСНХ СССР. С началом Великой Отечественной войны залы занял штаб Ленинградской армии народного ополчения. С осени 1941 года во дворце развернулся госпиталь. Бомбардировки и артобстрелы повредили здание. После реставрационных работ в 1945 году сюда переехал Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

В настоящее время дворец является резиденцией петербургского парламента. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга образовано на основании Указа Президента Российской федерации Б.Н. Ельцина № 2252 "О реформе органов государственной власти в г. Санкт-Петербурге" от 25 декабря 1993 года. Уставом Санкт-Петербурга, принятым 14 января 1998 года, и другими нормативными актами определены порядок избрания, численность депутатского корпуса - 50 человек, срок полномочий - 5 лет, компетенция городского парламента. Законодательное Собрание принимает Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга, постановления и решения Законодательного Собрания. В полномочия Собрания входят утверждение бюджета, установление системы исполнительных органов власти, утверждение программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, установление налогов и сборов в бюджет города. Законодательное Собрание определяет порядок распоряжения и управления собственностью Санкт-Петербурга, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации, утверждает Генеральный план Санкт-Петербурга, договоры Санкт-Петербурга, контролирует исполнение Устава, законов, бюджета города, осуществление программ и планов его развития. Законодательное Собрание избирает Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, судей Уставного суда и мировых судей Санкт-Петербурга, присваивает звание "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

Насыщенной, многогранной жизнью живет Мариинский дворец - один из главных общественно-политических центров Санкт-Петербурга. Во дворце часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды местного, российского и международного уровня, пресс-конференции и брифинги для представителей средств массовой информации. В ходе официальных визитов Мариинский дворец посещают главы государств, парламентов и правительств, делегации городов-побратимов, многих стран и международных организаций, встречаются с депутатами Законодательного Собрания политические и общественные деятели. Устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии. В рамках экскурсионных программ Законодательного Собрания петербуржцы и гости нашего города знакомятся с работой городского парламента и историей дворца. Его залы, удобные для работы, его богатая история и динамичная современность, его вдохновляющая красота - достояние всего города, всей России и всего мира.