Фотоальбом

Помпейский зал

Сквозная двухъярусная колоннада соединяет Ротонду с Помпейским, или Квадратным, залом. Этот зал иногда еще называют Темным, поскольку в нем нет окон. Оправдано и название "Квадратный" – именно такую форму имеет зал, хотя представляет собой необычный квадрат – две его стороны вместо стен образуют колоннады.

Во время своей зарубежной поездки Штакеншнейдер посетил развалины города Помпеи на юге Италии, засыпанного мощным слоем вулканического пепла при извержении Везувия в 79 году н.э. Андрей Иванович провел немало времени на раскопках, основательно изучил находки археологов. Его восхитило искусство древних мастеров, и он стал большим почитателем помпейского стиля, использовал его во многих постройках. Оформление помещений Мариинского в содружестве с жи­вописцем Иоганном Дроллингером – самая масштабная работа Штакеншнейдера в этом духе.

Стены Помпейского зала расписаны яркими красками с позолотой в темперно-клеевой технике по штукатурке – сплошь, снизу доверху, и представляют собой многоцветный ковер, изобилующий всевозможными изображениями. Здесь помещены фантастические крылатые существа, девушки в хитонах, вьющиеся растения, амуры. Над полом красные панели имитируют отделку разноцветными камнями. Выше идут вертикальные полосы, между которыми помещены центральные композиции. Узкие полосы расписаны "гротесками" (от слова "грот"). Потолок зала глубоко кессонирован, богато украшен лепкой, ярко расписан с позолотой. В его цветовой гамме преобладают красный и белый, к ним добавляются синий, черный, зеленый.

 "В этой прекрасной зале не знаешь, право, что более хвалить, чем более любоваться", - отмечалось в то время в "Санкт-Петербургских ведомостях".

В помпейском стиле Штакеншнейдер создал в Мариинском дворце и аналогичную галерею – Помпейский коридор. Здесь живопись менее плотная, больше свободного пространства, поэтому интерьер кажется легким. Арки, опирающиеся на выступы простенков, делят галерею на отсеки, перекрытые купольными сводами, на которых изображены фантастические существа, всевозможные животные и птицы. На стенах помещаются пейзажи в орнаментальных рамах и гротески в виде живописных канделябров.