Парламентские слушания

В Мариинском дворце прошли депутатские слушания по совершенствованию организации обращения с отходами производства и потребления

 10 декабря 2013 г.  в Малом зале Мариинского дворца состоялись депутатские слушания на тему: "О совершенствовании организации обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге", организованные постоянными комиссиями по экологии и природопользованию Законодательного Собрания СПб и Ленинградской области.

С докладами выступили председатель постоянной комиссии ЗС СПб по экологии и природопользованию  Виктор Ложечко, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ленинградской области Николай Кузьмин, заместитель председателя Комитета Правительства СПб по благоустройству Владимир Маленчук, начальник отдела по работе с отходами в Ленинградской области Валерий Хабаров, заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Татьяна Сокорнова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Наталия Башкетова, депутат ЗС СПб, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию Вадим Ларионов, первый заместитель главы администрации Курортного района  Санкт-Петербурга Анатолий Повелий, председатель подкомитета по отходам и ресурсосбережению Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, заместитель генерального директора открытого акционерного общества «Автопарк № 1 «Спецтранс» Николай Колычев,председатель правления Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» по Северо-Западному федеральному округу Вероника Тарбаева, активист движения "Раздельный сбор", представитель жителей поселка Левашово Анна Гаркуша, генеральный директор Ассоциации деревообрабатывающей промышленности и возобновляемой энергетики Михаил Пильцер, председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны природы Борис Быков, председатель садоводства «Пупышево» Владимир Игнатьев, природоохранный прокурор Санкт-Петербурга Юлия Пыхтерева и др.

Отмечалось, что существующие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проблемы в организации системы обращения с отходами производства и потребления отражают неудовлетворительное положение дел с отходами в целом по Российской Федерации, требуют принятия комплексных мер и современного законодательного регулирования. Ключевые вопросы этой комплексной проблемы и пути их решения были рассмотрены на парламентских слушаниях «Законодательное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в многоквартирных и жилых домах, а также на прилегающих к ним территориях», прошедших 8 ноября 2013 года в Государственной Думе РФ. Основная цель государственной политики в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) - установление максимального уровня утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов путем вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии. Решение проблемы утилизации ТБО возможно только путем комплексного применения технологических, экономических и правовых средств регулирования. Необходим поиск новых и внедрение существующих технологий по уменьшению образования ТБО, а также технологий по их переработке в целях получения вторичных материальных и энергетических ресурсов. Решению перечисленных задач должно способствовать принятие готовящегося в Государственной Думе ко второму чтению проекта Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

Участники депутатских слушаний отметили, что методы управления отходами, применяемые в настоящее время в России, неэффективны и негативно влияют на окружающую среду. В странах ЕС в среднем утилизируется до 60% ТБО, в то время как в России – только 2-3%. В Санкт-Петербурге эффективность управления системой обращения с отходами производства и потребления, по оценкам участников слушаний, находится на низком уровне. Принятая и утвержденная постановлением Правительства СПб от 29.05.2012 № 524 "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" не исполняется должным образом. Проектная мощность большинства полигонов Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже выработана, они стали  источниками загрязнения окружающей среды, необходима их срочная рекультивация (ЗАО "Промотходы", ЗАО "Завод КПО", ПТО-3 Новоселки). В основном отходы Санкт-Петербурга захораниваются на территории Ленинградской области. В границах Санкт-Петербурга как населенного пункта захоронение отходов запрещено пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления". Предпринимаемые Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области меры по обращению с отходами не приносят ожидаемых результатов, не обеспечен контроль или мониторинг над сбором и перемещением существенной массы отходов. Отсутствие раздельного сбора опасных отходов, недостаток мощностей по их утилизации, неразвитость рынка вторичных ресурсов, а также низкая экологическая культура населения приводят к негативным последствиям для окружающей среды регионов. Муниципальные образования, отвечающие за ликвидацию несанкционированных свалок отходов на своих территориях, не в состоянии справиться с ситуацией в связи с отсутствием должного законодательного регулирования и незначительным финансированием. Уполномоченными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга не организован систематический анализ инженерного, экономического,  экологического,  обеспечения процесса обращения с отходами. Отсутствие объективной сравнительной оценки применяемых технологий по всей цепочке услуг ведет к снижению качества и увеличению стоимости услуг для предпринимательства и населения. Для решения данной проблемы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в экспериментальном порядке в трех административных районах города отрабатывается механизм регулирования сбора, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов путем заключения договоров с мусороперерабатывающими комплексами.

По мнению участников слушаний, большинство нарушений, приводящих к несанкционированному размещению отходов производства и потребления, в том числе строительных отходов, связано с деятельностью транспортных компаний. Деятельность организаций по использованию строительных отходов, в том числе отходов грунта, со стороны уполномоченных органов государственной власти в должной мере не контролируется. Это ведет к беспрепятственному поступлению вредных веществ в окружающую среду, загрязнению и деградации природных территорий, не являющихся специализированными полигонами по приемке и размещению отходов. Необходимо создание системы мониторинга таких объектов и ужесточение мер воздействия в отношении противоправных действий организаций и должностных лиц. Вызывает обеспокоенность вопрос противоправной деятельности лиц по предоставлению (продаже) фиктивных отчетных документов в области обращения с отходами производства (справки сдачи-приемки отходов) юридическим лицам, что позволяет подрядным организациям осуществлять фактически несанкционированное размещение отходов. В этой связи необходимо консолидировать усилия органов государственной власти, прокуратуры и органов внутренних дел в данном направлении. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области фактически отсутствует отрасль переработки строительных отходов, направленная, в первую очередь, на максимальный возврат строительных отходов в хозяйственную и экономическую деятельность предприятий в качестве вторичного сырья. Наиболее перспективными направлениями развития этой отрасли являются: межотраслевое взаимодействие по вопросам обращения с отходами, создание биржи вторичного сырья и законодательное закрепление понятия “рециклинг” при осуществлении любой хозяйственной деятельности. Отсутствует эффективный механизм взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере оборота отходов производства и потребления. Решение поставленных задач в рамках одного субъекта РФ - Санкт-Петербурга представляется невозможным. Практика надзорных мероприятий показывает, что меры административного воздействия в отношении нарушителей не всегда являются достаточными и не компенсируют в полной мере нанесенный вред окружающей среде.

Вместе с тем, участники слушаний констатировали, что накопленный в городе уникальный технологический потенциал позволяет Санкт-Петербургу стать лидером процесса перехода России от сквозного ресурсного цикла к циркулярному - основе нового, шестого технологического уклада. Для этого целесообразно принять комплекс мер, включающий: разработку совместной межрегиональной программы по обращению с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; повышение размеров административных штрафов за нарушения законодательства об охране окружающей среды; внедрение раздельного сбора (РС) отходов в местах их образования. На начальном этапе целесообразно внедрять двухфракционный РС на пищевые и непищевые отходы, что уже позволит повысить процент вторсырья, возвращаемого в хозяйственный оборот; разработать и законодательно утвердить возможность осуществлять контроль представителей общественности за процессом проектирования, строительства и функционирования таких предприятий; разработку порядка привлечения правонарушителей к ответственности (арест техники, взыскание штрафов за ущерб, причиненный природе и возмещение расходов на устранение последствий загрязнений); выстроить эффективную систему управления отходами на основе создания условий для функционирования всей инфраструктуры и расстановки стратегических приоритетов и целевых показателей управления обращением отходов; пересмотреть систему ценообразования (тарифов), сделать экономически невыгодным размещение отходов без переработки; усилить  взаимодействие органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органов внутренних дел и прокуратуры в части соблюдения законодательства при обращении с отходами; активизировать разъяснительную работу с владельцами частного жилого фонда об обязательном заключении договоров на вывоз ТБО; активизировать в средствах массовой информации, на телевидении и интернет-сайтах разъяснительную работу с населением о недопустимости несанкционированных способов размещения отходов, о бережном отношении к окружающей среде, целесообразности раздельного сбора отходов, способствующего снижению тарифов на утилизацию отходов и снижению платы за коммунальные услуги.

В заключение слушаний председатель постоянной комиссии ЗС СПб по экологии и природопользованию Виктор Ложечко предложил участникам встречи направить прозвучавшие предложения в комиссию для включения в проект подготовленной резолюции. В соответствии с документом рекомендовано:

Губернатору СПб Г.С.Полтавченко и Губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко:

  • незамедлительно приступить к подготовке согласованного решения о выделении в 2014 году на территории Ленинградской области участков под обустройство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов для нужд Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Правительству Санкт-Петербурга:

  • внести необходимые изменения в утвержденную Постановлением Правительства СПб от 29.05.2012 № 524 "Региональную целевую программу по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период2012-2020 годов", уточняющие перечень мероприятий программы с указанием реальных сроков их исполнения и требуемых ассигнований;
  • рассмотреть вопрос об определении единого уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга по организации системы обращения со всеми видами отходов производства и потребления, опасными промышленными и биологическими отходами в Санкт-Петербурге;
  • рассмотреть вопрос о стимулировании управляющих компаний к заключению договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с мусоросортировочными и мусороперерабатывающими комплексами;
  • принять решение о выделении земельных участков под сортировочные комплексы глубокой переработки бытовых отходов на территории Санкт-Петербурга.

Правительству Ленинградской области:

  • рассмотреть вопрос о выделении земельных участок на всех въездных магистралях в Санкт-Петербург под строительство "перехватывающих" станций по сбору (сортировке) отходов от населения, а также их обустройству;

Надзорным органам, имеющим полномочия по осуществлению государственного контроля на территории Санкт-Петербурга (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Государственная административно-техническая инспекция, Жилищная инспекция, Служба государственного строительного надзора и экспертизы, Департамент Росприроднадзора в СЗФО), в сфере обращения с отходами:

  • усилить контроль за осуществлением сбора и вывоза отходов предприятиями и организациями, за деятельностью перевозчиков отходов, размещением строительных и иных видов отходов вне установленных законодательством мест;

Жилищной инспекции Санкт-Петербурга:

  • обратить внимание на необходимость разработки механизма мониторинга над целевым использованием средств собираемых управляющими компаниями с жителей на сбор, вывоз и переработку твердых бытовых отходов, а также мер воздействия в случаях нецелевого использования этих средств;

Комитету по благоустройству СПб обратить внимание на необходимость:

  • определения задач, сроков и ответственных лиц в области достижения максимально возможной переработки твердых бытовых отходов, образуемых населением Санкт-Петербурга, а также достижения при этом конкретных задач по ресурсо- и энергосбережению;
  • регулирования режима уборки города от твердых бытовых отходов в ночное время, утренние часы, выходные и праздничные дни с целью обеспечения чистоты и эффективной очистки территорий от  ТБО;
  • рассмотрения вопроса о целесообразности ввода санкций за препятствование подъезду специализированного автотранспорта к местам сбора и временного накопления твердых бытовых отходов и внесения такого нарушения в перечень административных правонарушений;

Постоянным комиссиям по экологии и природопользованию законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

  • провести работу по анализу представленных на слушания материалов в целях разработки мер совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также доведения до сведения общественности материалов  и результатов депутатских слушаний. 

Комитеты и комиссии: Комиссия по экологии и природопользованию;

10 Декабря 2013

Подписаться на рассылку